В каком возрасте лучше начать учить ребенка читать, чтобы не возникло проблем?
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Почему-то долгое время было принято думать, что начинать детей учить читать нужно около семи лет. Объясняли это тем, что он уже многое понимает, у него формируется произвольное внимание и сохраняется активное восприятие уже около 10 минут. Все это так, только в 7 лет дети поступают в школу, а программа сейчас не предусматривает постепенное обучение чтению с нуля.
Оглавление
Чтобы первоклассник чувствовал себя комфортно среди одноклассников, он уже должен читать и желательно делать это хорошо. Для этого нужно начинать учебу не за один год, чтобы «не было мучительно трудно».
Разные мнения
В каком возрасте учить ребенка читать, когда следует начинать процесс обучения? Этот вопрос задают большинство родителей, и каждый имеет свою определенную точку зрения. Одни родители считают, что начинать обучать чтению нужно очень рано, чуть ли не с пеленок. Другие рекомендуют начинать учить тогда, когда малыш сам этим заинтересуется. Третьи уверены, что обучать чтению в домашних условиях не стоит.
Пусть этим процессом занимается учитель, так как это входит в его непосредственные обязанности. И незачем тратить драгоценное время попусту, все равно потом придется переучивать. Нет, не придется, если знать, как правильно учить и с чего начать. А учитель очень быстро объяснит, что тридцать человек он не может учить полноценно без помощи родителей и именно им придется заниматься со своим сыном или дочкой чтением дома.
Не нужно учить чтению с пеленок, как делают некоторые излишне ретивые родители, но и затягивать до самой школы не стоит. В четырехлетнем возрасте научиться малышу читать намного легче, ведь в этот период созревает часть мозга, которая отвечает за формирование речи, слуховое и зрительное восприятие. В 5 лет дети могут заниматься уже достаточное время. К 7 годам возникают некоторые сложности, так как в этом возрасте заинтересованность к чтению проходит.
Польза или вред раннего обучения
Способность читать в раннем возрасте пойдет только на пользу. Если он пришел в школу, уже обладая навыком чтения, то только будет более любознательным, что поспособствует быстрому усваиванию нового материала. Однако работать над этим надо систематически и постепенно.
Не гоните малыша поспешно вперед, и тогда все получится. Он полюбит литературу на всю свою жизнь. Конечно, только родителям решать, когда следует начинать учить чтению. Главное, следует усвоить и понять, что будущее ученика, а именно его достижения в школе, будут зависеть от его любви к чтению, а значит и скорости.
Дело в том, что, когда дети только осваивают чтение по слогам и складывают слоги в слова медленно, они плохо понимают, что именно читают и очень устают. Чтобы развить интерес и любовь к чтению, нужно:
- Тренировать навык технического чтения.
- Много читать самим родителям, пока ребенок плохо читает сам, чтобы развивать чувство родной речи и воображение.
Как же точно определить момент, во сколько лет начинать, когда дошкольник готов к обучению чтению?
Чаще всего даются рекомендации подождать, когда ребенок:
- Уже умеет свободно разговаривать предложениями и плохо учить пока он плохо разговаривает. Существует мнение, что это может нарушить речевые навыки. Но ведь никто не говорит, что чтение начинается сразу с целого текста.
Если карапуз в два года заинтересовался буквами, разглядывает их, спрашивает «что это?» неверно не отвечать и тем самым на корню убивать заинтересованность.У моего сына знакомство с буквами началось именно после двух лет и именно знакомство с букварем поспособствовало развитию речи.
- Считается, что у дошкольника не должно быть серьезных логопедических проблем. Однако в два года речевой аппарат по определению не может быть сформирован. Если же вы будете с ним пытаться повторять звуки правильно раз за разом, то и логопед может не понадобиться.
Форсировать не нужно, критиковать, а тем более ругать за неверное произношение. Просто поправлять. Дети учатся, копируя, в том числе и речевые навыки.
- Часто говорят, что для того, чтобы учиться читать нужно обладать пространственными навыками: знать, где лево, где право, где верх и где низ.
Да просто показывая, как складываются слоги, слова вы сами четко покажите без всяких названий, «как нужно делать правильно».
- Настаивают, что малыш должен определять звуки в слове и отделять один звук от другого. Так и учат сначала не буквы, а именно звуки. Не «бэ», а «б», чтобы потом малышу легко было сложить их в слоги, а затем и в слова. Не «бэ-а», а «ба» и т.п.
Пока вы будете показывать буквы и называть малышу звуки он и учится их различать. И происходит это не за две недели, а в течение нескольких месяцев или года. Торопиться то пока некуда.
- Здесь главное руководствоваться интересом ребенка, его любопытство поддерживать всеми возможными способами. Жестких рамок для обучения чтению не существует.
Чем больше малышу читают родные, чем интереснее книги выбираются, тем большую заинтересованность проявляет малыш. Если родители не читают сами, то и младшего члена семьи процесс не заинтересует.
Существуют различные методики обучения чтению
Их можно разделить на несколько групп:
С использованием Азбуки
Это метод, когда каждой букве соответствует определенная картинка. Карапуз легко запомнит, что «А» — это «Арбуз», а «М» — это «Молоко». Но для обучения чтению этот метод неудобен. Как объяснить маленькому, что слово «МАМА» складывается из «Арбузов» и «Молока». Нужно подключать параллельно букварь. Современные дети учатся достаточно быстро.
С использованием букваря
В этом случае, конечно, тоже присутствуют картинки. Но метод заключается в том, что буквы складываются в слоги, а слоги – в слова. По методу букваря обучались чтению все советские дети. Вопрос: «По какому букварю лучше учить?» не совсем корректен. Они все достаточно похожи. Хорошо если букварь не сразу представляет все гласные и согласные, а потом учит складывать из них слоги. Лучше если эти процессы идут параллельно, такое обучение более эффективно.
Лучший вариант, если используются и кубики с буквами и отдельные буквы (например, магнитные или вырезанные) и букварь.
Изучение целых слов или слогов
Существуют также методики изучения целых слов, кубики, обучающие запоминанию слогов, карточки, которые нужно показывать малышу с младенчества. Эти методы имеют место быть, но применение их в раннем возрасте не оправдано.
Мое мнение, что подобные методы создают слишком много проблем впоследствии в школе, потому что первоклассник не различает отдельных букв и звуков. Снова придется переучиваться. О том, как проще всего научить дошкольника читать дома и со скольких лет начинать учить, можно узнать здесь.
Иногда дети удивляют нас, проявляя большой интерес к чтению. Другие, наоборот, упорно не хотят учиться читать, считать, писать, мало проявляют интереса к новому. Не знаете, как заставить малыша учить буквы? Лучшим вариантом будет превратить все в игру. И в 3 года и в 6 лет дети любят играть. Даже если малыш не хочет учить буквы, не понимает, зачем это ему, в процессе интересной игры он усвоит необходимую информацию.
Книжки–помощницы
Когда родители регулярно читают своему чаду книжки с яркими картинками, приблизительно к двум годам у него начинает проявляться интерес к изображениям на бумаге. Изначально дети лишь слушают мамин голос и рассматривают рисунки. Затем начинают внимательнее присматриваться к «паучкам» буковкам.
Заметили такое поведение крохи, значит, пришло время покупать большую азбуку для самых маленьких и учиться грамоте. И помните, главное не то, как заставить ребёнка учить буквы, а правильно уловить момент и ненавязчиво превратить процесс обучения в игру.
Попросите малыша, чтобы он тоже показал на выученную букву пальчиком. Не получится в первый раз – не расстраивайтесь и не настаивайте. Рано или поздно у малыша всё выйдет, как надо.
Занятия по изучению букв лучше всего проводить утром, когда ребенок бодр и весел. Никогда не настаивайте на своем. Не хочет заниматься буквами, закапризничал, прекратите, займитесь чем-то другим. Каждый день, неделю учите новую букву, а знания, полученные в предыдущие дни, закрепляйте.
Игра заинтересует всех
Если карапуз не хочет учить буквы по книжке, придумайте для него какую-нибудь занимательную игру. Например, кубики, магнитики, поиск сокровищ. Как составлять слова из кубиков наверняка знают все. Вот и ребёнку будет так же интересно изучать буквы, складывая красочные кубики с картинками в знакомые слова. Читайте вместе с детьми, пусть они сами видят текст и картинки.
От игры «поиск клада» дети вообще в восторге. Почему не использовать их интерес к игре? Заранее сделайте из цветного картона большие яркие буквы и разместите их в разных уголках квартиры, пока малыш спит. Потом предложите ему найти по подсказкам игрушку или какое-нибудь лакомство, спрятанное в тайном месте. Переходя от одного предмета к другому, помогайте отыскивать буквы-подсказки, чётко произнося их, называя вместе слова, которые начинаются с этой буквы.
Малыш с удовольствием поддержит игру, с увлечением будет собирать картонные буквы, приближающие его к «сокровищу». Вот увидите, на завтра он сам попросит вас повторения «поиска клада». Будет вдвойне интереснее, если в игре примут участие другие детки, а не только мама.
И помните, насильно принуждать детей к чему-либо нельзя! Только приятные занятия и игры помогут освоить легко грамоту и не отобьют охоты к дальнейшему обучению. Вкладывайте в голову крохи необходимые знания мягко, без нажима и с огромным терпением.
И чем больше читают малышу сами взрослые, тем охотнее он будет учиться читать, тем больше полюбит книжки. Кстати, сейчас можно заказать книгу сказок про собственного ребенка с 50% скидкой. Вот ссылка.
Обязательно воспользуйтесь! огромный интерес ребенка гарантирован.
Вот на этом, пожалуй, все. А любите читать вы и ваши дети? Пишите в комментариях, делитесь статьей в соцсетях, если она вам понравилась.
Источник: https://marivlada.ru/semya/nashi-deti/doshkolniki/v-kakom-vozraste-luchshe-nachat-uchit-rebenka-chitat-chtoby-ne-vozniklo-problem/
В каком возрасте лучше всего начинать обучение?
18 Май 2017
Глядя на молодых родителей, иногда кажется, что они наперегонки бегут дистанцию под названием «Кто раньше начнет обучать ребенка». Даже ребенка, который еще сладко посасывает палец у мамы в животике и совершенно не задумывается о буквах, цифрах и «как говорит собачка», некоторые родители стараются развивать.
Нужно ли раннее развитие? Чему лучше обучать ребенка и когда это делать? Давайте сначала определимся с терминами.
Развитие – это определенное изменение, ведущее к появлению нового качества. Цель развития – стимулировать познавательный интерес. И неважно, в какой сфере. Развитие – это приемы, методы, способы.
Обучение – деятельность взрослого по отношению к ребенку, в результате которой ребенок овладевает новыми навыками, получает новые знания. Обучение – это факты, навыки, знания.
Например, узнать, что кубик сделан из дерева и похож на квадрат – это обучение. А придумать необычный способ построить башню из кубиков – это развитие.
Немного анатомии
Нервная система состоит из нейронов (клеток). Они соединяются между собой, образуя нейронные сети.
Интересно, что нейроны постоянно образуют новые сети, подстраиваясь под определенные задачи, стоящие перед человеком. Сыграть на фортепиано, определить по запаху фрукт, прочесть книгу – в каждом случае будет образована своя нейронная сеть.
Почему это важно знать? Формирование нейронной сети происходит у ребенка постоянно. И чем больше сетей сформировано, тем развитее будет сын или дочь.
Как формировать нейронные сети? Обогащать жизнь ребенка самыми разными впечатлениями. Дети получают впечатления от поездок, новых игр и занятий, просмотра интересных видеоматериалов. Лепите не из пластилина, а из пены, рисуйте не кисточками в альбоме, а манкой на подносе, танцуйте, ставьте эксперименты, пробуйте делать обычные вещи необычными способами.
Важность развития ребенка
Чтобы ребенок гармонично и успешно развивался, необходимо создавать для этого определенные условия:
- заботиться о его физическом и психическом состоянии;
- давать возможность самостоятельно пробовать новые методы и способы действия;
- учитывать его возрастные особенности;
- задействовать все органы чувств;
- формировать богатую познавательную среду.
Вот представьте – строите вы дом. Чтобы он был прочным, не просел, не покосился, нужен крепкий фундамент. Именно на него ложится основная нагрузка. В развитии и обучении ребенка фундамент – это формирование нейронных связей, развитие психических процессов. Это основа, базовый уровень, необходимый ребенку для усвоения дальнейших знаний.
В каком возрасте начинать обучать ребенка?
Развивать ребенка (именно развивать!) необходимо как можно раньше. Пусть он много двигается, задает вопросы, пробует делать обычные вещи необычными способами, часто меняет обстановку и получает максимум новых впечатлений. Посещение театров, концертов, музеев, различных выставок обязательно внесет важный вклад в развитие малыша. Если, конечно, все мероприятия соответствуют возрасту ребенка.
В каком возрасте лучше обучать ребенка новым знаниям и навыкам? Одни родители начинают занятия с 3 лет, другие задумываются об этом ближе к 5 годам, а третьи продлевают детство ребенку лет до 7. Кто из них прав?
Все зависит от самого малыша, его активности, готовности, интересу и способности воспринимать информацию. Необходимо не поддаваться общему веянию моды, а смотреть на своего ребенка: может ли, готов ли, хочет ли?
В каждом возрасте есть сенситивные (благоприятные) периоды для развития новых навыков.
- благоприятный период развития речи – от 0 до 6 лет;
- готовности усваивать правила порядка – от 0 до 3 лет;
- сенсорное развитие длится с рождения до 5,5 лет;
- период восприятия маленьких предметов – от 1,5 до 5,5 лет;
- период движений и действий – от 1 до 4 лет;
- благоприятный период для развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.
Обучая и развивая ребенка, следует учитывать эти периоды, а также особенности возрастной психологии.
Особенности обучения ребенка с 3 лет
Основная деятельность ребенка в этом возрасте – игра. И усваивать новые знания он может только играя.
Психические процессы нестабильны, поведение дошкольника зависит от его самочувствия и окружающей обстановки. Ребенок может отвлекаться от занятий из-за того, что ему жарко или давит резинка на колготках. А запомнит он лишь то, что его внезапно привлекло и заинтересовало. Чем богаче созданная развивающая среда, тем большим количеством предметов заинтересуется ребенок. Значит, у взрослого будет больше возможностей обучать его.
Если обучать ребенка через силу, принуждать его концентрироваться, то можно сформировать отвращение к занятиям, что негативно скажется на дальнейшем обучении.
Особенности обучения ребенка с 5 лет
Ведущей деятельностью также остается игра, только она становится сложнее, появляется сюжет, распределяются роли. Количество возможностей для обучения увеличивается, так как психические процессы развиваются: растут объем памяти, периоды концентрации внимания.
Непроизвольность внимания и памяти заменяется произвольностью – дошкольника можно попросить сосредоточиться на предмете обучения.
Если занятия проводятся без учета индивидуальных особенностей ребенка, ему станет скучно и вся польза от занятий сведется на нет. Поэтому важно при обучении с 5 лет выбирать опытного педагога и интересную для ребенка программу.
Особенности обучения ребенка с 7 лет
Ближе к 7 годам сам мозг ребенка подсказывает – пора учиться. Ведущая деятельность ребенка – учение. Ему интересно узнавать новое, пробовать другие способы действий, знать сегодня больше, чем вчера. Психические процессы достаточно сформированы для того, чтобы концентрироваться на предмете обучения, выполнять задания учителя и не расстраиваться, если что-то не получается.
Младшие школьники способны решать различные задачи, устанавливать связи между объектами, обобщать и систематизировать. У них уже развивается произвольная память.
Но внимание все еще остается нестабильным, хотя и концентрироваться на одном предмете дети 7 лет могут дольше 15–20 минут. Поэтому обучение должно быть ярким, динамичным, чтобы ребенок не заскучал и не отвлекся на более интересные вещи.
В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям. А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик.
Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям.
Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие.
Источник: http://mentalnayaarifmetika.online/blog/vospitanie-i-razvitie/v-kakom-vozraste-luchshe-vsego-nachinat-obuchenie-2
Когда начинать учить ребенка читать – рекомендации специалистов и лучшие авторские методики
В наше время сложно представить себе современное общество, которое смогло бы прожить без письменности. На сегодняшний день умение читать один из самых необходимых навыков, позволяющих получать информацию и обмениваться ей с другими людьми, поэтому каждый человек по мере своего взросления должен развить это умение.
Родители хотят привить своим детям базовые навыки как можно раньше, дать хорошую образовательную базу к школе. Остается определиться с ответом на вопрос: когда начинать учить ребенка читать?
Когда можно начать обучение
Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Также дошкольное развитие давало бы преимущества перед теми одноклассниками, кто не посещал дополнительных занятий.
Кто-то, наоборот, предпочитает отказаться от подготовительных курсов и оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму — основной тезис таких родителей.
Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?
Чтобы понять, стоит ли заниматься ранним обучением ребенка чтению, давайте сначала рассмотрим основные плюсы и минусы таких занятий.
Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано
С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.
Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).
Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.
Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира.
Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается.
Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:
- отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
- сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
- взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
- появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
- потере мотивации и желания учиться.
История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.
Развитие навыков чтения мнения специалистов
Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Но возраст не единственный ограничивающий фактор. Существует целый ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:
- понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
- умение складывать предложения, связно и логично изъясняться;
- получается кратко пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о том, что делал в течение дня;
- удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование).
Если малыш старше 5 лет и обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. Если вовремя начать обучение, то к первому классу ребенок сможет освоить чтение на довольно приличном уровне.
Это позволит ему легче адаптироваться к обучению и без труда справляться со школьной программой, ведь читающие дети более грамотные, так как интуитивно запоминают написание часто встречающихся слов, а значит не только литература, но и русский язык не будет вызывать трудностей.
Так как на сегодняшний день подавляющее большинство первоклассников приходит учиться уже умея читать, актуальность дошкольного образования как никогда высока.
Учитывая все рекомендации специалистов, можно с уверенностью сказать, когда начинать учить ребенка читать в возрасте 5-6 лет.
Как развить любовь к чтению
Еще до начала обучения грамоте нужно прививать ребенку любовь к чтению. В раннем возрасте он слушает, как ему читают родители, рассматривает картинки в книге. У малыша появляются любимые персонажи сказок и рассказов.
Уже в этом возрасте важно показать ему, что книга это удивительный мир, познавать который очень интересно, а чтение это не трудовая повинность, а увлекательная форма досуга.
Хорошо, если окружение ребенка читающее, тогда, подражая старшим, он может сам захотеть знакомиться с литературой.
Опираясь на то, что основная форма деятельности детей это игра, обучение стоит проводить в игровой форме. Малыш будет лучше усваивать материал, не терять концентрацию во время занятия, избежит стресса, так как занятие для него будет иметь развлекательный характер.
Приоритетная задача не отбить у детей потребность в познании нового, сохранить их мотивацию, добиться проявления инициативы в ходе занятия. Если Вам удастся заинтересовать малыша книгами, то в дальнейшем процесс обучения чтению будет проходить проще и с удовольствием.
Также есть важный нюанс, который редко учитывается родителями: необходимо правильно подобрать программу для обучения Вашего ребенка, чтобы он занимался эффективно и не терял мотивацию в процессе.
Выбор правильной методики обучения
Перед тем как перейти к выбору методики, необходимо разобраться в том, как правильно должен происходить процесс изучения грамоты. Весь период обучения детей чтению можно разделить на этапы. Первым этапом считается звуковой, на котором ребенок устно учится разбирать слова на звуки.
Несмотря на то, что этот период выглядит простым, его не стоит недооценивать, ведь он закладывает основу навыка фонетического разбора слов (позже это пригодится в школе). Далее начинается буквенный этап занятий, на котором малыш знакомится с алфавитом, пробует читать слоги.
Позже, когда слоговое чтение уже достаточно развито, ребенок учится читать слова целиком, а затем и целые предложения.
Существует множество методик, позволяющих обучить детей чтению. Широкой популярностью у многих поколений родителей пользуются занятия по Азбуке. Малыши быстро запоминают буквы, ведь каждой из них соответствует картинка.
Проблема лишь в том, что изучить слоговое чтение по Азбуке не получится, придется подключить знакомый нам с детства букварь. Но, даже следуя рекомендациям педагогов, при домашнем обучении можно сформировать у ребенка неправильную механику чтения.
При неверной постановке занятий переучиваться гораздо труднее, чем учиться читать с нуля.
Также существует множество методик, основанных на изучении букв, слогов, слов по кубикам или табличкам. Подобные методики нежелательны для базового знакомства с алфавитом. Освоив чтение по слогам, запомнив сочетания букв и пропустив фазу побуквенного изучения алфавита, ребенку может быть трудно в дальнейшем производить звуковой анализ слова.
Минусы самостоятельного обучения детей чтению
Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода.
Промахи или недостаточная углублённость любого этапа обучения может привести к тому, что ребенок не сможет правильно производить звуковой разбор слова, разбивать слова на слоги.
Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.
В большинстве общеобразовательных школ имеются подготовительные курсы к первому классу. На них вводят понятие букв и звуков, но на минимальном уровне. Несмотря на то, что для поступления в первый класс такой базы достаточно, полученные знания не сильно облегчат адаптацию ребенка в школе. Посещение таких курсов полезно, но особых преимуществ давать не будет.
Иначе обстоит дело с центрами детского дополнительного образования, которых существует огромное множество. Все они различаются, по этой причине стоит обратить особое внимание именно на программу, которую предлагают к изучению.
Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу.
Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.
Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/obuchenie-chteniyu/v-kakom-vozraste-nachinat-uchit-rebenka-chitat/
Осваиваем чтение – во сколько лет учить ребенка читать
Все без исключения родители радуются, когда их малыш учится чему-то новому.
Любые, даже малейшие, победы становятся поводом для гордости, о них непременно рассказывают всем знакомым и друзьям.
Для многих мам и пап научить ребёнка читать раньше сверстников становится важной целью и напоминает какое-то соревнование.
А зачем вообще ребёнку читать? Ответ очевиден: чтобы познавать окружающий мир, ориентироваться в море информации и стать образованным человеком. Но когда же правильно начинать это обучение и стоит ли торопить это событие?
Многие современные психологи отрицательно отзываются о раннем развитии ребёнка, так как считают, что в этом процессе не учитываются психологические особенности.
Развитие и состояние психики ребёнка 100 лет назад и сейчас не имеют каких-либо отличий.
Ни один родитель или педагог не в состоянии ускорить или другим образом повлиять на психологические процессы в организме своего ребёнка.
Абстрактные образы, такие как буквы или цифры, ребёнок не способен воспринимать до 6 лет. Его нервная система имеет программу, которая генетически заложена, и в определённые моменты приходит момент развития тех или иных структур мозга.
В 5-6 лет у ребёнка развито наглядно-образное мышление. Он воспринимает только то, что мог видеть и чувствовать на протяжении своей маленькой жизни.
В 3-4 года такие понятия, как буква, слово, слог, не воспринимаются ребёнком. Он может сложить буквы в слоги и механически запомнить их написание. Но прочитать какое-то простенькое предложение и тем более его понять для малыша пока невозможно.
Ещё одним важным аспектом является то, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно игры готовят малыша чувствовать окружающий мир, понимать людей, выражать свои мысли. Если неосознанно, а тем более необдуманно нарушить эту «игровую» деятельность, можно достаточно сильно навредить становлению личности ребёнка.
Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три периода психологического развития у детей:
- сенсорно-моторный (от рождения до двух лет) – формирование тактильных чувств и физических ощущений;
- образный (от двух до семи лет) – на первом плане игра и освоение языка, формируется самооценка;
- логический (от семи лет до одиннадцати лет) – выстраиваются логические умозаключения.
Конечно, для освоения чтения лучше всего подходит третий период. Но несмотря на это, многие современные родители стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать.
Раннее развитие: плюсы и минусы
Последнее десятилетие словосочетание раннее развитие можно всё чаще услышать из уст новоиспечённых родителей.
Сторонники такого развития утверждают, что самым оптимальным является возраст от 3 месяцев до 3 лет.
Японская Ассоциация раннего развития даже выпустила книгу под названием «После 3 уже поздно», которая убеждает современных мам и пап в необходимости такого развития.
Психологи считают, что такое стремление – как можно быстрее научить ребёнка всему и сразу – продиктовано неуверенностью родителей. Ими движет собственная нереализованность и жизненная неудовлетворённость. Поэтому сделать из своего чада вундеркинда становится просто целью всей их жизни.
Раннее развитие имеет не только свои плюсы, как утверждает Ассоциация, но и минусы. В качестве плюсов можно выделить:
- Общение с ребёнком. Какими бы сложными ни были занятия и уроки чтения, малыш проводит время с любимыми родителями. Такое общение необходимо и положительно сказывается на психологическом развитии ребёнка.
- Новая информация. Во время занятий чтению ребёнок узнаёт много нового и интересного для себя. Конечно, он и без раннего чтения познакомится с предметами и явлениями. Но развивающие книжки сделают этот процесс интереснее.
- Развитие мозга. Так как занятия по обучению чтению развивают ребёнка, его мозг тренируется без напряжения и всё схватывает на лету. Это поможет в школьные годы уменьшить нагрузку и успешнее справляться с учебными задачами.
- Приобретение полезных навыков. Раннее развитие – это тренировка мышления, освоение новых умений и навыков, развитие логики. Это «фундамент» для дальнейшего обучения. Следующие знания не смогут занять прочное место, если нет подготовки.
- Повышение самооценки. Похвала нужна и мамам и деткам. Когда родители занимаются с малышом, то осознание, что они делают что-то полезное, поднимает настроение. Да и ребёнок, чувствуя гордость родителей и слыша ласковые слова, стремится к новым победам.
Минусы:
- Родители увлекаются. Для них раннее развитие – своеобразная гонка и способ самореализации. Они хотят показать окружающим, каких высот может добиться их ребёнок и какой вклад в это был внесён с их стороны.
- Знания требуют сил и времени. Это относится и к мамам, и к детям. Занимаясь с ребёнком, мама может забывать о себе и посвящать время только занятиям для того, чтобы добиться лучших результатов. Да и ребёнку, в силу возрастных и психологических особенностей, трудно долго концентрировать своё внимание.
- Не учитываются интересы малыша. деятельность раннего дошкольного возраста – игровая. И конечно, ребёнку интереснее играть в игрушки, смотреть мультики, общаться с домашними питомцами, чем сидеть за развивающими книжками и учиться читать. Важно учитывать желания ребёнка.
- Неподготовленность к новым знаниям. Мозг воспринимает ту информацию, которая соответствует возрасту и потребностям ребёнка. Если такое раннее обучение проводить с неподготовленным ребёнком, то в дальнейшем это плохо скажется на обучении в школе. Да и никакого желания ходить в образовательное учреждение у ребёнка не будет.
Каждый родитель самостоятельно принимает решение об оптимальном возрасте обучения чтению своего ребёнка. Но лучше при выборе учитывать плюсы и минусы раннего и своевременного развития.
Чтение в удовольствие: когда же начинать?
Психологи выделяют несколько физиологических особенностей ребёнка, которые стоит учитывать:
- Обязательным условием начала обучения является речь ребёнка. Он должен говорить не только словами, но и предложениями. Понимать то, что он говорит и для чего. Очень опасно начинать обучение, когда малыш ещё плохо разговаривает.
- Ребёнок без труда может назвать слово, которое начинается на букву М и заканчивается на букву А? Выделяет общий звук в нескольких словах? У него хорошо развит фонематический слух. И это очень важно для начала обучения чтению.
- У ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если он не выговаривает какие-то буквы алфавита, то это нарушает фонематический слух и затрудняет чтение.
- Малыш должен пространственно мыслить и знать понятия «лево», «право». Так как читать ему придётся слева направо. Если пространственные понятия незнакомы, то ребёнок начинает читать как ему нравится: с той буквы, которая наиболее интересна.
Примерно данные признаки и умения проявляются к пятилетнему возрасту. Но каждый ребёнок индивидуален, и это не стоит забывать.
Если родители каждый вечер читают сказки перед сном, прививают любовь к чтению, знакомят малыша со стихотворениями чтением вслух, то последующее обучение ребёнка будет успешным и желанным.
Методики обучения чтению: какую выбрать?
Для раннего обучения чтению существует несколько методик, которые имеют свои особенности и рекомендации.
Какую же выбрать, чтобы добиться максимальных результатов?
- Азбука – каждая буква имеет картинку-помощницу, которая облегчает запоминание буквы. Например, А– это аист, М– молоко. Но такой способ плох для чтения, так как ребёнок совместно с буквой запоминает и образ, который относится к ней. Как ему понять, почему слово МАМА состоит из чередования аистов и молока, если он привык к таким картинкам?
- Букварь – это традиционный способ обучения. Современные буквари отличаются наличием ярких разнообразных картинок и героев. Но их принцип остался прежним – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Хороший букварь не должен сначала знакомить детей со всеми буквами алфавита, а потом учить их составлять слоги. Лучше, чтобы изучение букв и слогов шло параллельно, потому что из двух согласных и того же количества гласных можно составить уйму слогов. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно получать слоги из букв и слова из слогов.
- Метод целых слов – его автором является американский учёный Глен Доман. Он провёл эксперимент, который заключался в следующем. Взгляд у младенцев начинает фокусироваться примерно с двухмесячного возраста, и они с интересом наблюдают и познают окружающий мир. Как раз в таком возрасте им в быстром темпе показывались карточки с предложениями или словами. А мама или педагог читали то, что было написано на карточках, вслух. Продолжительность таких занятий поначалу должна была составлять максимум 10 минут, а потом это время увеличивали. Ребёнок запоминал целые слова благодаря такому методу. К карточкам, на которых были написаны слова, предъявлялись особые требования: размер и высота букв, объём информации строго отбирались. С появлением такой методики родители с энтузиазмом начали писать карточки и проводить такие «ранние» занятия со своими младенцами. Но через какое-то время интерес ребёнка пропадал, а энтузиазм родителей постепенно угасал.
- Кубики Зайцева – о них слышали, наверное, все. Петербургский педагог Н. А. Зайцев придумал поместить склады на кубики, что позволило детям в игровой форме учиться читать. Вроде бы и хорошо, что учитывается основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, но это не очень убедительное преимущество. А недостатков можно назвать несколько. Первый недостаток – стоимость комплекта. Кубики, таблицы-плакаты и аудиокассета могут влететь в копеечку «продвинутым» родителям. Второй недостаток – ребёнок лишается возможности понять, как появляются слоги, и использует уже готовый «материал».
- Система максимально раннего развития Павла Тюленева: девиз такой методики «Чем раньше, тем лучше». А конкретнее, П. Тюленев считает, что любой нормальный ребёнок к году легко научится складывать буквы в слова, а к двум освоит беглость чтения. Так же как и в методике целых слов используются карточки, которые зачитываются ребёнку с самого рождения. Важно следить, чтобы ребёнок не отвлекался на другие предметы. Если применять данную методику на практике, значит перескакивать все психологические этапы развития ребёнка и сразу переходить к выполнению умственных операций. А как же тогда игра и образное мышление?
Без игровых моментов в обучении научить ребёнка дошкольного возраста читать практически невозможно. Нужно стараться проводить занятия в игровой форме, использовать сказочных героев-помощников, составлять сценарии занятий.
- Важно не заставлять ребёнка читать, если он этого не хочет. Такие занятия должны вызывать положительные эмоции. Это будет полезным для дальнейшего обучения в школе и адаптации к получению знаний.
- Тщательно продумывайте задания, так как от этого зависит успешность обучения. Не нужно просить читать длинные предложения, пока не убедитесь, что ребёнок понимает смысл прочитанного.
- Продолжительность занятия должна составлять 10-15 минут. Помните – ребёнок быстро устаёт, тем более от нового вида деятельности. Если он потерял интерес, лучше закончить занятие и дать ему отдохнуть.
- Нужно следить за тем, чтобы «ученик» правильно сидел: спина прямая, ноги стоят на полу.
- Освещение играет огромную роль, так как уменьшает нагрузку на глаза. Свет должен падать с левой стороны.
Научить ребёнка читать – нелёгкий труд! И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет. Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.
Важно понимать, какую цель преследует обучение, и тогда выбор подходящего времени начала таких занятий будет простым и очевидным. Успехов и терпения!
на тему
Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-starshe-5-let/vo-skolko-let-uchit-rebenka-chitat.html
Раннее развитие: с какого возраста начинать занятия
Развитие ребенка
Раннее развитие: с какого возраста начинать занятия
18 мая 2018 9 828 просмотров
Наталия Широкова
О раннем развитии есть разные мнения: одни специалисты считают, что занятия нужно начинать чуть ли не с рождения, другие призывают довериться естественному процессу и не мучить ребенка упражнениями.
Истина, как обычно, где-то посередине. Развивающие занятия нужны, но не должны превращаться в обузу для ребенка и утомлять его. Тору Кумон, основатель развивающей методики Kumon, считает, что занятия стоит начинать с 1,5–2 лет. В это время малыш с огромным любопытством изучает окружающий мир, учится ставить перед собой задачи и обдумывать, как лучше их выполнить. У него улучшается координация движений и растет самостоятельность: он пробует есть, одеваться, играть без помощи взрослых.
Самое время подкинуть ему пищу для размышлений и начать развивать важные навыки. Однако делать это стоит бережно и осторожно, в комфортном для малыша темпе. Вот несколько советов, которые помогут сделать занятия полезными и увлекательными.
Играйте
Ребенок познает мир через игру. Занятия ни в коем случае не должны превращаться в «обязаловку»: позвольте малышу делать столько, сколько хочется, даже если это будет всего одно упражнение. Задачи должны включать в себя игровые элементы — так ребенку гораздо легче усвоить информацию.
Поддерживайте его интерес. Например, когда ребенок учится проводить линии от одного кролика к другому, подскажите ему: «Нарисуй дорожку, по которой прыгает кролик. Смотри, чтобы кролик не стукнулся о пенёк».
Упражнение из тетради «Простые линии»
Рука в руке
Первые задания с карандашом могут вызвать трудности. Не переживайте, если сначала малыш будет держать карандаш в кулачке. Учите его постепенно, чтобы ему был интересен этот процесс. Объясните, что если правильно держать карандаш, рисовать и писать будет удобнее.
Для маленького ребёнка лучший способ держать карандаш — сжимать его нижнюю половину. Не думайте о том, сломается ли карандаш и правильно ли малыш его держит. Просто следите за успехами ребёнка, подбадривайте его и учите новому — шаг за шагом.
При выполнении нового задания — например, проведении линии или прохождении лабиринта — возьмите руку ребенка в свою и выполните нужное действие. Затем позвольте малышу попробовать самостоятельно.
Упражнение из тетради «Простые лабиринты»
Клейте вместе
Дети обожают игры с наклейками. Используйте это для развивающих занятий. Сначала крохе может быть трудно приклеивать наклейки в определённые места, но со временем у него будет получаться всё лучше. Не волнуйтесь, если ребенок прикливает не аккуратно. Постепенно он научится делать это точнее.
Задание из тетради «Давай клеить!»
В раннем возрасте малышу может быть сложно отклеивать стикеры самостоятельно. Помогите ему: отклейте наклейку и дайте приклеить её туда, куда ему захочется.
Двигайтесь маленькими шагами
Выстраивайте занятия от простого к сложному. В тетрадях Kumon первые страницы могут показаться совсем легкими. Однако не пропускайте задания, даже если уверены, что малыш легко их одолеет. Справляясь с простыми задачками, ребенок почувствует, что может многого добиться сам, станет увереннее в своих силах. Пусть он осваивает навык в своем темпе, тогда занятия каждый раз будут приносить радость и удовольствие.
Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/05/18/rannee-razvitie-s-kakogo-vozrasta-nachinat-zanyatiya/
Когда учить ребенка читать: мнение психологов
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.
Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.
Учитываем возрастные особенности
Кто-то занимается ранним развитием своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.
И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.
Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.
Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.
И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.
Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.
Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.
А как правильно?
Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.
Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.
Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение Ачков (очков), или Абезьяны (обезьяны).
С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.
Именно с этого подготовительного этапа берет начало осмысленное чтение и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.
опыт мамы, практивовавшей методику обучения чтения Глена Домана.
Источник: https://pozdnyakova.org/kogda-nachinat-uchit-rebenka-chitat/
С какого возраста начинать учить ребенка читать и писать
В каком возрасте учить ребенка читать и писать? Некоторые эксперты не советуют начинать постигать грамоту раньше первого класса, а другое разрабатывают методики раннего обучения чтению почти с пеленок. Мнение и тех, и других подкреплено весомыми аргументами. Давайте же разберемся во всем этом.
Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу
Многие родители заинтересованы в том, чтобы научить ребенка читать и писать ещё до начала обучения в школе. Ведь тогда ребенок будет быстрее усваивать новый материал, станет приносить домой хорошие отметки и будет активно участвовать в общественной жизни школы.
Нынешние стандарты образования позволяют отложить обучение грамоте до момента поступления ребенка в первый класс средней общеобразовательной школы. Сейчас, согласно законодательству, ребенок не обязан уметь читать на момент поступления в школу. Обучение детей грамоте — это и есть содержание учебного плана первого класса.
Дети в школе на уроке
Есть дети, которые умеют читать уже за 6-12 месяцев до начала обучения в школе. Как же родителям удается пробудить такой интерес к чтению? Как правило, дети начинают читать осознанно в возрасте после 5-6 лет. У наших мам и бабушек не возникало таких вопросов — «Когда учить ребенка читать?», потому что за всё отвечала школа. Но сегодня у современных родителей совсем другие возможности.
В крупных городах нашей страны работают многочисленные студии раннего развития. Некоторые из них предлагают научить ребенка читать с годовалого возраста. Учебный год здесь начинается так же, как и в обычной школе — в сентябре. Поступив в такой учебный центр ребенок научается уже к концу календарного года ориентироваться в словах.
Дети учатся читать слова целиком
Обучение начинается с самых простых и любимых слов — мама, папа, баба, деда. Это методика Глена Домана, который разработал эту программу. Детям показываются все слова целиком.
И к концу года, как бы это не казалось невероятным, дети во всех изученных словах ориентируются, воспринимают слово целиком. Педагог показывает ребенку табличку с написанным на ней словом и ребенок уже знает это слово и, соответственно, может его прочитать. До возраста трех лет мозг развивается очень интенсивно.
Крайне важно не упустить этот момент. Чаще всего детей обучают по методике Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан.
Однако, не все специалисты готовы согласиться с подобными методиками. Например врачи — они смотрят на обучение к чтению с традиционной позиции знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа: «Не навреди!».
Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей
Письмо и чтение — это очень сложные навыки, формирующиеся при обучении довольно длительно, медленно, постепенно. Чтобы письмо было безошибочным, чтение осознанным, а почерк четким — обучение стоит начинать не раньше возраста 4-6 лет. Именно к этому возрасту созревают моторика, память, внимание, речь.
Так советуют логопеды и психологи. Такой большой разброс в возрасте обусловлен индивидуальными различиями в темпах биологического созревания детей. Бывает так, что уже в 4 года у ребенка хорошо сформированы моторика, речь, восприятие, внимание, мышление, память.
Однако, чаще всего дети готовы к обучению чтению и письму только в 5-6 лет.
Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:
- Фонематический слух (слух на звуки)
- Правильная, грамотная речь, умение говорить и составлять рассказы
- Пространственная ориентировка (ребенок различает право и лево)
- Отсутствие логопедических проблем (если ребенок не правильно произносит звук, значит он будет не правильно читать букву)
Ребенок учится читать вместе с мамой
По мнению педиатров, до возраста 8 лет не желательны повышенные зрительные нагрузки, потому что до этого возраста у детей идет формирование органов зрения. В качестве основ для подготовки к чтению служит различная игровая деятельность, в разных формах.
Родители должны уделить этому большое внимание, потому что это является фундаментом развития мышления и развития ребенка как понимающего читателя. Это очень серьезный момент. И второй, не менее важный — это момент развития общения.
Ведь сейчас, родители часто включают какое-то звуковоспроизводящие устройство, вместо колыбельной на ночь. На самом же деле это замедляет процесс звукоразличения речи.
Чтение — это навык, который нужно формировать. Даже если вы посещаете занятия, этого не достаточно. То есть, все-равно нужно тренировать этот навык дома. Это прекрасный повод для того, чтобы ребенку побыть вместе с мамой и папой. Ни один преподаватель не научит так, как учат родители. Ведь то, что дает мама или папа — ребенок запоминает надолго. Здесь важно терпение, силы, выдержанность родителей и последовательность.
Для начала нужно объяснять ребенку букву не целиком, а только звуком «ж», «з», «м», «л» и так далее. Все согласные буквы называются только так. До тех пор, пока ребенок не научится читать никаких школьных названий и букв не может быть.
Далее ребенка можно учить слоговому чтению — начиная с гласных и присоединяя к ним согласные. Сначала изучаем «ам», а потом уже переходим к изучению слога «ма». Буквы учатся не по алфавиту, в любом случае. И ещё одно правило — регулярность.
С ребенком нужно заниматься не один раз в неделю по полтора часа, а лучше каждый день по 5-10 минут. И самое главное правило — это обучение с удовольствием.
Ребенок учится складывать слоги — с гласных
Как понять ребенка, увидеть его способности к чтению на ранних этапах развития? По советам психологов стоит обратить внимание на то, как ребенок рисует. То есть, если в рисунке много разных деталей, то скорее всего ребенок будет читать хорошо. Буквы — это те же графические символы, которые нужно освоить.
Если ребенок читает медленно, не запоминает прочитанное или путает слоги — это можно исправить, вылечить. Но, по мнению психологов, лучшее лечение — это профилактика. Стоит больше рисовать, конструировать, собирать разрезанные картинки из журналов. Собирая такие картинки ребенок пытается понять где верх, низ, лево, право.
Он научается различать где часть, а где целое. Но не путайте такой метол с собиранием пазлов. Если бы мы сравнивали еду, то можно было бы сказать что пазлы — это фаст-фуд, а разрезные картинки — это домашняя еда. То есть, разрезные картинки более функциональны.
Если у ребенка получается собрать целые предметы на картинке, то он и буквы воспринимает легче.
Несмотря на аргументы той и другой стороны, выбор делают сами родители. Возможно, все же стоит полагаться на интуицию и особенности каждого ребенка.
Одни дети с удовольствием будут читать свои первые книжки уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Многие дети в возрасте 6 лет способны различать лишь только буквы, и чтение дается им труднее.
Не стоит ребенка заставлять, ведь так и вовсе можно отбить у него всякий интерес к чтению. Так что, решайте сами, опираясь на индивидуальные способности вашего ребенка.
Источник: https://advicefor.ru/s-kakogo-vozrasta-nachinat-uchit-rebenka-chitat-pisat/
Как и когда учить ребенка читать
Сложно представить себе современного человека, не обученного грамоте. Более того, современные требования к школьникам значительно возросли по сравнению с концом ХХ века. Общая тенденция такова, что более 90 % будущих учеников школ уже умеет читать. И, если еще два-три десятилетия назад более 50 % детей обучались чтению и письму за школьной партой, то теперь обязанность научить кроху грамоте полностью легла на родителей.
Современные мамы и папы больше не задаются вопросом: «Должен ли ребенок уметь читать до школы?» Все они задают себе уже иной вопрос: «В каком возрасте необходимо приступать к обучению ребенка чтению?» А приступив к процессу, родители с ужасом узнают, что методик, которые можно использовать для обучения малыша грамоте довольно много
Еще больше различного «учебного материала». «Азбуки» и «Буквари» на любой вкус, рабочие тетради, журналы, игрушки. Охватить весь перечень товаров для образовательного процесса вряд ли кому-то удастся.
Давайте остановимся на тех вопросах, с которыми сталкиваются родители, приступая к процессу обучения своего малыша чтению.
В каком возрасте необходимо начинать учиться читать?
Споры относительно данного вопроса не утихают. Сторонники раннего развития придерживаются мнения, что ребенок должен уметь читать уже в 3 года. Оппозицию составляют родители с «традиционными» взглядами, придерживающиеся мнения, что в столь раннем возрасте малыш еще не готов к обучению, и сроки необходимо перенести до исполнения ему пяти-шести лет.
Однако, как уже говорилось, большинство родителей сходятся в одном — ребенок должен уметь читать еще до школы. То есть возраст 7 лет может быть использован в качестве «крайнего срока» начала обучения. После поступления в школу малыш уже волей-неволей приступит к освоению грамоты.
Почему еще до школы?
Могут ли требовать педагоги от ребенка, поступающего в 1 класс умения читать? На самом деле нет.
Нет ни одного нормативного акта, которым бы было прописано, что ребенок обязан уметь читать до школы.
Отказать в принятии малыша в учебное заведение по причине неумения читать вам просто не могут.
Однако есть небольшой нюанс: по окончании первого полугодия у детей уже проверяют скорость чтения. В зависимости от программы, применяемой в школе, существует два варианта требований: либо малыш должен читать не менее 10-15 слов в минуту, либо при более сложной программе — не менее 20-25 слов в минуту. В конце учебного года ребенок должен удвоить данный показатель.
Родители, которые уже пытались обучить ребенка чтению, понимают, что за полгода достигнуть даже самых низких показателей достаточно сложно и, чтобы у первоклассника не возникало проблем и чувства неуверенности, целесообразно начинать обучение чтению хотя бы за год до предполагаемого поступления в школу.
Таким образом, реалистично оцениваемая «верхняя граница» начала обучения чтению «сдвигается» до 6 лет для детей, которые пойдут в школу в семилетнем возрасте и до 5 лет для тех из них, кто планирует поступать в учебное заведение раньше.
«Идеальный возраст» в традиционной системе и методики раннего развития
Кстати, детские психологи называют в качестве «идеального» для начала обучения возраст около 4-5 лет. К этому моменту ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, но по-прежнему испытывает интерес к новым словам, легко их запоминает, старается экспериментировать, такому малышу обучение чтению дается легче, чем 6-7 летнему ребенку.
Однако стоит оговориться, что в данном случае речь идет о «традиционных» методиках обучения чтению. И по отношению к ним есть и четкие требования относительно «нижней границы».
Как понять, что ребенок готов читать?
Так, обучая ребенка по традиционной методике нельзя начинать ранее, чем кроха будет готов. Определить, что пора знакомиться с буквами можно по следующим критериям:
- малыш уже достаточно хорошо говорит;
- произносит практически все звуки;
- имеет приличный словарный запас;
- проявляет интерес к словам и буквам, интересуется книгами.
Таким образом, начитать обучению малыша чтению традиционным методом до 4 лет попросту нецелесообразно. Однако это вовсе не означает, что сторонники раннего развития абсолютно неправы.
Дело в том, что при раннем обучении чтению задействуются совсем иные механизмы, нежели в традиционной системе, и умение читать становится таким же естественным навыком, как умение говорить. Минусом же такого подхода является невозможность начать в любой момент. Так, многие родители отмечают, что обучение грамоте «по Даману» дает хорошие результаты, только если занятия начались еще в возрасте года и ранее.
Что необходимо знать родителем, прежде чем учить ребенка читать?
Прежде чем приступать к обучению малыша чтению стоит определить для себя, что же является первостепенным: непосредственно обучение ребенка чтению или раннее развитие крохи, в рамках которого будет происходить знакомство с грамотой. От этого будет зависеть избранная методика.
Помимо этого необходимо четко представлять себе конечный результат. Ведь умение читать это достаточно общее понятие. Даже взрослые читают с разной скоростью, вслух и про себя. И уровень восприятия у них также разнится.
Ориентируйтесь на школьные требования
Целесообразно при обучении чтению исходить из тех требований, которые применяются уже в школе. В зависимости от того, как достигаются поставленные цели, в процесс обучения будут вноситься коррективы.
Так, чтобы эффективно обучаться в школе к 6-7 годам ребенок должен уметь слышать и называть звуки, входящие в состав слова. Увы, современная школьная программа использует именно фонетический метод и деткам после методик раннего развития все равно потребуется некоторый период «адаптации» перед первым классом.
По этой же причине изучайте буквы, когда бы это ни происходило, и что бы ни предписывала методика, не по их полному названию («бэ», «вэ», гэ«), а по соответствующему звуку. Так малышу легче дастся фонетика и побуквенное чтение.
Вне зависимости от используемой методики, как только кроха начинает читать механически достаточно бегло, стоит переходить к следующему этапу: понимание смысла прочитанного. Сначала можно перечитывать текст после ребенка и задавать вопросы, а когда малыш сам станет читать достаточно гладко — просить его найти ответы в тексте и даже пересказать.
Сделайте процесс обучения максимально простым
Необходимо переходить от простого к сложному. Если избрана традиционная методика обучения, то стоит начать с гласных букв. Они легче даются детям и проще запоминаются. Такие буквы можно пропевать, чтобы ребенок быстро и без усилий мог их освоить.
Когда гласные буквы освоены, начинайте постепенно знакомиться с согласными буквами, одновременно переходя к слогам с уже пройденным звуком. Так к моменту завершения изучения алфавита ребенок уже будет уметь складывать буквы в слоги и даже понимать принцип составления таких простых слов как «мама» и «папа».
При начале чтения по слогам целесообразно подбирать тексты, состоящие из коротких предложений с небольшими двусложными словами, например: «каша», «шина», «мама».
Когда малыш освоится с подобными заданиями — пора переходить к более сложным текстам. В них могут встречаться многосложные слова, труднопроизносимое сочетание звуков и шипящие буквы. К чтению стихов необходимо приступать не раньше, чем ребенок начнет читать практически целыми словами.
Подбирайте пособия в соответствии с возрастом ребенка
Вы можете купить замечательный «Букварь», разработанный ведущими педагогами, но если ребенок попросту не дорос до того, чтобы сидеть с учебником и методично складывать слоги, книга так и останется лежать на полке.
Если крохе еще нет 5 лет — букварь, вероятно и вовсе будет не нужен. Лучше использовать кубики, карточки и просто буквы из различных материалов.
Как выбрать «Азбуку»?
При достаточном количестве «учебных пособий» можно обойтись даже без «Азбуки». Если же принято решение ее купить, так же ориентируйтесь на возраст ребенка:
- Для ребенка раннего возраста (2-3 года) желательно подбирать книгу без картинок. Такому малышу еще очень сложно сосредоточиться, поэтому рисунки скорее будут отвлекать. Достаточно крупного изображения букв. Стоит обратить внимание и на написание букв: в них не должно присутствовать излишних отвлекающих элементов. По этой же причине такому крохе лучше подбирать книги без незнакомых ему ассоциаций.
- Ребенку 3-4 лет хорошо подойдет «Азбука», позволяющая пользоваться ассоциативным мышлением. В этом возрасте еще достаточно сложно сопоставлять звуковое звучание слова с определенными предметами (например, «б» — барабан, «п» — пирог). Намного легче обучение пойдет, если он будет ассоциировать буквы с уже знакомыми предметами по их начертанию (например, букву «д» с домом, букву «п» — с воротами).
- Детям 5-6 лет, напротив, уже легко даются фонетические формы. Кроме того, в детском саду именно к этому возрасту воспитатели во время занятий начинают делать уклон в пользу фонетического разбора слова, и «Азбука» может быть использована соответствующая.
Как превратить обучение чтению в удовольствие?
Со школьных лет у нас в голове отложился постулат: «учеба — это тоже работа». Она требует усидчивости, внимания и упорства. Поэтому одной из основных ошибок родителей при обучении малыша является отношение к процессу как к обязанности, как своей, так и ребенка.
Избавьте малыша от обязательств. Дошкольник еще к этому не готов, ему хочется играть, он познает все через игру. А обязательность «уроков» отобьет у него всякое желание читать в дальнейшем. Вам же, необходимо привить ему любовь к чтению или по крайней мере, не вызвать ассоциации: «книга — скучная обязанность».
Вот несколько рекомендаций, которые помогут не только научить малыша читать, но и привить ему любовь к печатному слову:
- Не навязывайте крохе конкретную «программу обучения». Сейчас это игра, а в ходе игры, как известно, правила могут быть изменены. Предлагайте малышу разнообразные занятия с буквами и словами и наблюдайте, какие из них ему по душе.
- Меняйте, пособия и игры в соответствии с возрастом крохи.
- Что бы ни предполагала избранная методика, старайтесь максимально задействовать все органы восприятия малыша. Путь кроха рисует буквы, лепит их, слушает и пропевает, выкладывает из мозаики и просто видит вокруг. Это облегчит процесс запоминания и позволит разнообразить игры.
- Если ребенок отказывается от занятий — не настаивайте. Вы же не заставляете его играть в мяч или догонялки. Вернитесь к обучению, когда кроха снова проявит интерес.
- Покупайте «бумажный мусор». Далеко не всегда то, что кажется интересным взрослому, увлекает ребенка. Современные дети смотрят совсем другие мультфильмы, у них свои любимые герои, отличные от взрослых ценности. Если кроха просит приобрести детский журнал — не отказывайте ему. Чтение должно вызывать у малыша приятные ассоциации, а короткие тексты комиксов как нельзя лучше подходят для первых попыток самостоятельно разбирать написанное.
- Не отказывайте малышу в удовольствии слушать сказки от вас. Вопреки ожиданиям это не «заставит» ребенка читать, а может произвести совершенно противоположный эффект. Крохе будут сложно даваться большие объемы, а отказ от чтения вслух он может воспринять как «нелюбовь», ведь совместное чтение дает крохе ощущение тепла, защищенности и заботы со стороны взрослого, вызывает массу приятных эмоций и только способствует появлению любви к книге.
- Не будьте слишком навязчивы. Можно предложить малышу прочесть, что-то сверх регулярных игр и занятий, но если кроха не проявляет энтузиазма, не стоит снова и снова предлагать разобрать вывеску или объявление во время прогулки.
А самое главное — читайте сами, ведь только личный пример сможет показать что книга — лучший друг.
Источник: https://hvatalkin.ru/deti/chtenie
Когда нужно учить ребёнка ходить: мнение эксперта по раннему детскому развитию
- →
- →
• мнение эксперта по раннему детскому развитию •
«Моей дочери исполнился годик, а она до сих пор ползает, а не ходит! Это нормально? И что мне делать, если нет?» — в этих словах молодой мамы чувствуется тревога. Подобные обращения я каждый день получаю десятками. Их количество достигло точки кипения, и я решил написать о том, нужно ли учить ребёнка ходить и когда именно.
Эта тема действительно заботит родителей. К тому же бабушки с дедушками при каждом удобном случае подливают масла в огонь: «Ему уже год, а он до сих пор не ходит! И даже на ножках не стоит!». А дальше — череда советов о том, «как исправить эту страшную ситуацию». Тяжелее всех женщинам-первородкам: у них пока ещё нет собственного опыта. Приходится либо довериться чужому, либо обращаться к специалистам. Я всегда рекомендую последнее, ведь здоровье малыша — главная забота ответственной матери.
Время чтения статьи: ~ 6-8 минут
Во сколько месяцев учить ребёнка ходить: мифы и реальность
Не привязывайтесь к году!
Учить ли ребёнка ходить в первые 12 месяцев жизни
В чём ошибка молодых мам?
Можно ли учить ребёнка ходить, держа его за ручки?
Как учить малыша ходить: правила
Во сколько месяцев учить ребенка ходить: мифы и реальность
Итак, вашему ребёнку скоро годик. Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал». И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить. Этот социальный миф лишает сна молодых мам.
А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:
- 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
- 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
- 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.
Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский. Итак, вашему ребёнку скоро годик.
Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал». И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить. Этот социальный миф лишает сна молодых мам.
А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:
- 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
- 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
- 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.
Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.
Как выбрать, чтобы пользовалась
вся семья
И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить.
Не привязывайтесь к году!
Размышляя о том, когда можно учить ребенка ходить, не ставьте себя и малыша в какие-то рамки, ориентируясь на опыт родных, друзей и знакомых. Год или полтора — не имеет значения. Как показывает моя практика, важнее как минимум два месяца отпóлзать до начала ходьбы, чем пойти к году.
И однозначно лучше начать ходить в 14–16 месяцев, чем в 8–9 месяцев. Когда моя дочь Ника пошла в 13,5 месяцев, её общий стаж ползания на четвереньках составлял около полугода. И сейчас она бегает не хуже сверстников, которые пошли раньше или позже неё.
Так что о ходьбе не волнуйтесь, сосредоточьтесь на ползании.
Учить ли ребёнка ходить в первые 12 месяцев жизни?
Важнее как минимум два месяца отпóлзать до начала ходьбы, чем пойти к году.
В общественном сознании ходьба — это некий рубеж. Пошёл ваш карапуз — всё, считай, что программа минимум по взращиванию ребёнка выполнена: теперь только школа и вуз. А с какой гордостью встречают некоторые родители первые шаги своего чада чуть ли не в 6–7 месяцев! Да, такие ранние случаи ходьбы бывают, но не массово, и равняться на них не стоит. Неизвестно, насколько готова опорно-двигательная система вашего ребёнка к ранней вертикализации, не будет ли в дальнейшем у него проблем с суставами. Пусть лучше ваш малыш подольше ползает на четвереньках. Если у него нет явных проблем с двигательной активностью, он всё равно рано или поздно пойдёт, потому что все вокруг ходят.
Не будьте обеспокоенными родителями, которые с 6–7 месяцев задают мне один и тот же вопрос: «Надо ли уже учить ребенка ходить?». Будто боятся куда-то опоздать. А спешить некуда: всему своё время.
Я бы не советовал целенаправленно обучать ребёнка хождению. Лучше в рекомендуемые сроки (3, 6, 9, 12 месяцев) помочь малышу общеукрепляющим массажем и упражнениями. Также важно играть с ребёнком в подвижные игры, чтобы стимулировать его передвижение на четвереньках. Природа мудра: потому и задумала ползание, как один из этапов раннего развития личности. Позвольте малышу отпóлзать своё до фазы сидения и, тем более, ходьбы.
В чём ошибка молодых мам?
на специализированных сайтах и форумах, в различных блогах приводятся упражнения для выработки навыка сидеть и ходить без помощи родителей. ещё больше видео о том, как отец или мать учит ребёнка делать первые шаги.
некоторые невозможно смотреть без содрогания!
мамы выхватывают эти материалы из общего контекста, бессистемно выполняют те или иные упражнения, но успеха не достигают. а всё зависит от общей физической подготовки ребёнка, и если её нет на должном уровне, то нужен именно комплекс упражнений.
причём разный для каждого отрезка первого года жизни. именно поэтому мои курсы разделены на 4 условных периода:
- 0–3 месяцев
- 3–6 месяцев
- 6–9 месяцев
- 9–12 месяцев
если вы спросите, с какого возраста можно учить ребёнка ходить, я скажу одно: до 16 месяцев не трогайте малыша: он всё сделает без вашей помощи. научился вставать, держась за опору — отлично. дайте ему возможность походить вдоль неё без вашего участия. и не надо водить его за руки: механика хождения вперёд отличается от ходьбы вбок, которую малыш должен хорошо освоить на этом этапе развития.
успех малыша зависит от его общей физической подготовки, и если её нет на должном уровне, то нужен именно комплекс упражнений.
можно ли учить ребёнка ходить, держа его за ручки?
А зачем? Хождение — это сложный процесс, который требует координации всех частей тела. Этому ребёнок должен научиться сам. Но если малыш просит вашу руку и не хочет идти самостоятельно, значит у него есть какая-то причина. Узнайте её и постарайтесь устранить. Возможно, он боится упасть или ему просто нужен тактильный контакт с мамой. Так проявляется природный страх детёныша остаться одному в незнакомом враждебном мире.
Как научить ребёнка ходить: правила
Но если вы уже начали водить малыша, хотя бы делайте это по правилам.
- Держите его за корпус. Придерживайте его за корпус сзади, а не за кисти. Иначе, если малыш вдруг споткнётся или начнёт падать, его неокрепшие суставы могут вывихнуться.
- Не задирайте малышу ручки вверх. Это очень неустойчивое положение. Так ребёнок виснет на ваших руках и не может самостоятельно держать равновесие.
- Не держите за одну руку. Пока малыш не пойдёт сам, не водите его, держа за одну руку. Так ребёнок задирает ручку и нарушается вся «геометрия» ходьбы, навык которой только начинает формироваться.
- Ручки вперёд. Позвольте малышу вытянуть ручки вперёд, чтобы ловил равновесие, и аккуратно придерживайте его сзади, подстраховывая на случай падения. Это самый правильный способ ведения ребёнка.
И ещё один совет. Ни в коем случае не водите малыша дольше 15–30 минут в день (в общей сложности). Даже если он будет требовать вашу руку.
Надеюсь, что мне удалось хоть чуть-чуть успокоить переживающих мамочек.
А если вы действительно хотите помочь своему ребёнку — укрепить ножки и спину, научить ловить и удерживать равновесие, положить конец его психологической зависимости от опоры, — этим мы занимаемся на моём онлайн-курсе.
В заключение скажу несколько слов молодым мамам, которые думают, что если ребёнок рано захотел сесть, встать или пойти, нужно во что бы то ни стало ему в этом помочь.
Если малыш хочет, дайте ему стимул сделать это самостоятельно. И в срок, отведённый природой. Он должен сполна пройти все стадии раннего развития: ползание, усаживание, вставание, ходьба с опорой, самостоятельное хождение.
«Хотите, чтобы ваш малыш вырос крепким, здоровым и гармонично развитым, не нужно его сажать, ставить или водить за ручки. И тогда он пойдёт сам. Но только тогда, когда ему это действительно будет нужно.
Игорь Новокриницкий
Детский массажист
Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Было полезно? Расскажите другим мамам:
Подписывайтесь!
Чтобы получать полезные материалы Игоря Новокриницкого
1-2 раза в неделю. Без спама!
Источник: https://www.novokrinitskii.com/kogda-nuzhno-uchit-rebyonka-hodit