Как научить ребенка говорить шипящие звуки
В период формирования речи у детей могут возникнуть сложности с произношением. Это обусловлено постепенным развитием речевого аппарата. В одних случаях произношение стабилизируется самостоятельно к 5-7 годам, в других – может потребоваться помощь логопеда. Задача родителей заключается в облегчении процесса становления речи путем внедрения специальных упражнений.
Почему возникают проблемы с произношением шипящих
За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.
Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).
Как научить ребенка говорить букву «ш»
У маленьких детей нередко возникают проблемы с произношением шипящих звуков. Медики выделяют несколько вероятных причин такого явления. К самым распространенным из них относят неправильную артикуляцию. Она представляет собой определенное положение языка во время произношения. Среди других причин выделяют:
- Неправильное произношение звуков родителями. Ребенок произносит их так, как слышит от окружающих.
- Ограничение двигательной активности языка из-за укороченной подъязычной уздечки.
- Нарушения в функционировании слухового аппарата.
- Аномалии строения зубов и челюсти.
Первоначально следует устранить причину механического характера. Если проблема заключается в короткой уздечке, её подрезают. Важно обратить внимание на прикус ребенка. При отклонениях принимаются соответствующие меры. В других случаях поставить речь помогает комплекс упражнений.
Диагностика
Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:
- попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
- перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
- выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
- пощелкивания языком;
- формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.
Как проверить произношение шипящих без логопеда
Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:
- кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
Источник: https://prodetskiysad.ru/razvitie/postanovka-shipyashchih-zvukov
Как научить ребенка выговаривать звук «Ш»? Методики и упражнения | Развитие ребенка
Ребенок, как известно, учится говорить постепенно, в первые годы своей жизни, и задача эта не простая. Часто в процессе становления грамотной речи и правильного звукопроизношения малыш, а значит, и его родители сталкиваются с определенными трудностями. Не все звуки даются ребенку одинаково легко.
Одним из таких «капризных» звуков является звук «Ш». Чаще всего дети либо произносят его недостаточно хорошо (сигматизм), либо заменяют его другим звуком (парасигматизм), либо вовсе его не произносят.
Если вы заметили такую проблему в речи вашего ребенка, лучше обратиться к логопеду, но вполне возможно обойтись и без него, нужно только приложить определенные усилия с вашей стороны и запастись терпением. Справиться с этой задачей будет проще, если мы взрослые сразу представим себе, что учимся выговаривать звук «Ш» вместе с ребенком.
Прежде чем начать работу с проблемным звуком, важно знать, почему вообще могут возникнуть нарушения в звукопроизношении. Лучше, если определять причину нарушения в речи будет специалист. Основные причины неправильного произношения звуков таковы:
- Физиологические особенности, например, неправильный прикус, высокое небо и т.д.
- Неправильная речь взрослых из-за дефектов или намеренного искажения произношения («сюсюканья»). Дети склонны копировать взрослых во всем, в том числе и в речи.
- Отставание в психическом развитии, если имеются проблемы мышления, памяти, внимания, то неизбежно страдает и речевое развитие.
- Нарушение слуха и способности к распознаванию звуков.
Важно отметить, что в последних двух случаях без помощи специалистов справиться с проблемой точно не получится.
Если все же выяснилось, что серьезных причин для нарушения звукопроизношения у ребенка нет, то вы вполне можете самостоятельно научить ребенка произносить звук «Ш».
Для начала стоит определить уровень произношения проблемного звука. Логопеды используют для этого довольно сложные процедуры диагностики, но нам в домашних условиях будет достаточно придерживаться простого алгоритма. Проверять речь нужно по нарастающей: в слогах, словах, фразах и предложениях. Сначала попросите ребенка, повторить за вами слоги с этим звуком: ША, ШО, ШУ, ШИ, АШ, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.
Затем переходите к словам, их нужно подбирать так, чтобы нужный звук располагался в разных частях слова (Шапка, Шубка, мыШи, крыШа, маШина карандаШ и др.). Работать с произношением звука в словах будет проще, если вы будете использовать специальные карточки, с изображением нужных предметов, так выполнять задания ребенку будет гораздо интереснее. Такие карточки можно купить в магазине или сделать своими руками.
После слов можно аналогичным образом переходить к фразам и предложениям.
После того, степень выраженности проблем с произношением звука «Ш» определена, нужно переходить непосредственно к тренировке звука. Начинать постановку любого звука следует с артикуляционной разминки. Она поможет органам, участвующим в произношении звуков стать подвижными.
Упражнения для разминки языка
«Лошадка» — малыш цокает языком так, чтобы получился звук похожий на топот копыт.
«Блинчик» — ребенок расслабляет язык и в таком состоянии кладет его на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно не менее десяти секунд.
«Чашечка» — малышу нужно распластать язык по нижней губе, но при этом поднять его кончик.
«Болтушка» — напоминает предыдущее упражнения, но при этом язычок в форме чашечки поочередно поднимается и опускается.
Упражнения для разминки губ
«Удивление» — ребенку нужно округлить губы так, будто он произносит звук «О»
«Хоботок» — малышу предлагается поочередно складывать губы в широкую и узкую «трубочку», будто произнося звук «О» и «У»
«Трубочка — улыбка» — ребенок чередует узкую «трубочку» и улыбку.
Важно отметить, что взрослый должен сам на примере показывать ребенку все эти упражнения. Лучшего эффекта от занятий можно добиться, если при выполнении упражнений ребенок будет видеть свое отражение в зеркале. После разминочных упражнений можно начинать постановку самого звука «Ш».
Способы постановки звука «Ш»
Начинать постановку звука «Ш» нужно с тренировки отдельного произношения. Самый доступный способ – поставить правильное произношение от другого, уже знакомого ребенку звука.
Если малышу хорошо дается звук «С», то алгоритм действий следующий:
Попросите ребенка произнести протяжный звук «сссссс», а сами приподнимите кончик его языка при помощи ложки или деревянной плоской палочки. Когда нужный звук будет получен, попросите ребенка произнести его самостоятельно, напоминая, что кончик языка должен находиться наверху. Если первые попытки окажутся неудачными, продолжайте манипуляции с ложкой, пока навык правильного произношения не закрепится.
Выработать правильное произношение звука «Ш» можно и от звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Тссс», а потом предложите ему произнести этот же звук, спрятав язык за зубами. Если вы сами попробуете так сделать, то вместо «тссс», у вас получится звук «тшшш».
Еще один вариант постановки звука «Ш» будет возможен, если ваш ребенок уже умеет правильно произносить звук «Р». Попросите ребенка прошептать звук «Р». К вашему общему удивлению, окажется, что «прорычать» шепотом просто невозможно, зато вместо тихого «ррр» получится желаемое «шшш».
После того, как изолированный звук будет покорен, можно переходить к словам и предложениям. Важно, чтобы интересующий нас звук располагался в разных частях слова и предложений.
Для тренировки звука «Ш» прекрасно подходят карточки, с соответствующими изображениями, специальные стихи и скороговорки. Постарайтесь строить свою беседу с ребенком так, чтобы он как можно чаще правильно использовал звук «Ш» в обыденной речи.
Главное не бросать занятия до тех пор, пока звук «Ш» не закрепится в повседневной речи малыша.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/kak-nauchit-rebenka-vyigovarivat-zvuk-sh
Способы и приемы для постановки звука Ш
Здравствуйте, дорогие читатели!
В прошлой статье я рассказала о подготовке органов артикуляции к постановке звука Ш. Продолжая развивать тему, расскажу, какие есть способы постановки ш. Артикуляционный уклад Ш таков, что широкий язык должен находится и удерживаться за верхними зубами. Оба этих условия требуют специальной тренировки. Как правило, при первичном обследовании выясняется, что у ребенка язык узкий и он не может его поднять вверх совсем или сильно затрудняется.
По подражанию от «паруса»
Поэтому приемы постановки звука зависят прежде всего от того, что есть у ребенка в активе, что он умеет выговаривать.Если проблем особых нет ни с прикусом, ни с аденоидами, ни с иннервацией, то ставится звук очень просто, можно сразу за одно занятие. Достаточно показать малышу, куда он должен поднять язык, можно добавить сенсорных ощущений, потрогав это место за верхними зубами пальцем, зондом, ложкой или пусть ребенок сам его потрогает.
Затем провести чем-нибудь острым, но не травмирующим, например ногтем по кончику языка. И сказать, что вот этим кончикам упереться в то место. Затем язычок слегка расширить “как парус” и произнести Т, если язык не выпал, то это хороший признак и можно идти дальше, попросить как бы “подуть на парус”, то есть попытаться произносить звук Т подольше, что среднее между “тссс” и “тффф”.
С помощью зонда
Если даже язык вывалился тоже ничего криминального нет, просто придержать его теми же пальцем / зондом / ватной палочкой. Продолжать дуть и показывать, как это должно выглядеть в идеале. И надо находится перед зеркалом, чтобы малыш видел образец и сравнивал с тем, как получается у него. Постепенно должен вырисовываться звук похожий на Ш. Но если все ухищрения не помогают, звук не тот, то надо перейти к варианту Б.
Постановка от С
А это значит ставить по принципу “чем богаты тем и рады”. Обычно ставится либо от Р либо от С. Второй способ самый популярный. Если нет сильной дизартрии, язык не дергается и не уходит в сторону, то со звуком С нет проблем в его постановке. Даже если звук не совсем четкий в свисте, то для шипения пойдет. Поднимаем язык кверху и просим произнести С, главное, чтоб он не напрягался. Звук получается хороший, если язык достаточно широкий и отработана дыхательная струя посередине.
https://www.youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA
Затем просто просить малыша дуть, придерживая язык вверху, периодически убирая подпорки. Можно даже начинать закрепление в слогах и коротких словах в начальной позиции. Также продолжать дуть на ватку и полоски бумаги. Ватный шарик класть на ладошку, он должен подскакивать. Дутье должно быть легкое, без усилий и напряжений в мышцах губ. Следите, что ребенок не напрягал брови, шею, не были сильной мимики в лице.
Затем надо провести работу по различению произношения С и Ш, разницу в положении языка, когда он опущен вниз и упирается в нижние зубы, а когда поднимается вверх. Это очень актуально при различных видах сигматизма, когда язык находится где-то в середине между зубов, принимая неопределенную форму то ли “булочки” то ли “пельменя”. В таких случаях дети очень долго путают свистящие и шипящие в свободной речи. Над этим приходится очень долго работать.
Постановка от Р
Также можно ставить от Р, если звук хорошо автоматизирован. При произнесении звука нужно зондом немного подержать под кончиком, чтобы он не вибрировал. Или попросить ребенка сказать РРРШ. Хорошо предварительно поделать динамическое упражнение “грибок — парус”, то присасывать язык к небу, то отпускать среднюю часть в форме чашечки. Звук Р желательно произносить не звонкий, если в итоге хотите получить Ш, на звонком может получиться Ж или Ч, что тоже, в общем-то, неплохо.
Постановка от А, Э, Ы
Если в активе ничего нет, можно попробовать поставить от гласных звуков, А, Э, Ы.
Попросить произнести их и зондом поднимать язык вверх. Вообще Ш хорошо ставится в обратных слогах АШ — ОШ — УШ — ЫШ — ЭШ.
Особенно при тяжелых нарушениях речи, когда малыш не говорит совсем, это вариант. Кроме то, не надо забывать, что при дизартрии, как правило С ставится в последнюю очередь.
Поскольку тремор и гиперкинезы языка не дают добиться чистоты звучания без предварительной проработки с массажем.
Игровые приемы
Для того, чтобы занятия были интереснее и занимательнее, приготовьте картинки или игрушки с “шипящими” животными (гусь, змея) и предметами (спустилось колесо, шарик, мячик). Показываете гуся, как он вытягивает шею и шипит, как будто хочет ущипнуть ребенка. Мальчик играл с воздушным шариком, а он накололся на ветку. И здесь можно использовать “звуковые дорожки” — нарисовать путь змеи, как она ползет и шипит. Машина едет по дороге со спущенным колесом.
После того, как звук поставлен и малыш его может произносить более-менее самостоятельно, можно переходить к закреплению в слогах, словах и предложениях. И параллельно пробовать ставить другие шипящие: Ж, Ч, Щ, дифференцируя их друг от друга и от свистящих.
Все эти упражнения очень хорошо развивают фонематический слух, а занятия “найди место звука в слове” или “придумай слово на этот звук” еще и звуко-буквенный анализ и синтез, что является хорошей подготовкой к школе.
Намного более полезной, чем заставлять малыша читать.
На этом заканчиваю писать эту статью. Будут еще и другие, где я буду продолжать рассказывать о закреплении звука Ш и различении его от С. Так что подписывайтесь на новые статьи, чтобы всегда быть в курсе событий. Делитесь впечатлениями в соцсетях, а также пишите о своем опыте в комментариях в блоге. Всего хорошего!
Источник: https://marilina.ru/sposoby-priemy-dlya-postanovki-zvuka-sh/
Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно
Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.
: Автоматизация звука [ж].
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
Занятие со специалистом
- Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».
Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].
Основные задания в артикуляционной гимнастике:
- Заборчик — широкая улыбка с зубами.
- Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
- Чередование заборчик — трубочка.
- Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
- Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
- Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
- Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.
Артикуляционная гимнастика
Задания на определение позиции звука в слове
В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.
- Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
- Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».
Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.
Гимнастика для четкого произношения
Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.
Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.
Методические основы для родителей
Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.
- Губы в положении «трубочка»;
- Язык широкий, кончик приподнят кверху;
- Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
- Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
«Домашняя» логопедия звук [ш]
Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:
- механический;
- от схожего по звучанию звука.
Механическая постановка
При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.
Процесс механической постановки
Постановка через звук [р]
Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.
Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].
Логопедические упражнения по произношению звука [ш]
Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:
- провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
- «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.
Игры по развитию речи в старшей группе ДОУ
Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)
После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.
Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.
Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.
Скороговорки:
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
- «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
Пословицы:
- «У всякой пташки свои замашки».
- «Знай кошка свое лукошко».
Стихи:
«На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»
Источник: https://vospitanie.guru/rech/logopedia-zvuk-s
3 этапа постановки шипящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков — это эффективный способ, с помощью которого ребенок научится говорить правильно. Логопедические упражнения на звук Ш и Ж активно используются и рекомендуются специалистами для их постановки.
Выполняя их по видео урокам, можно понять, как поставить ребенку звук Ш в домашних условиях.
Правильная артикуляция шипящих Ш, Ж
Для начала разберемся как работает речевой аппарат при произношении шипящих. При точном повторении артикуляции Ш звучит чисто. Внимательно следите за тем, как дошкольник ставит язык и достаточно ли вытягивает губы вперед.
Артикуляционный аппарат в идеале работает так:
- губы, как при выдохе, выдвинуты вперед;
- между зубами еле заметная щель;
- язык ставим так, чтобы он стал похожи на чашку;
- выдыхаем воздух в центр языка;
- для произношения Ж включаем в работу голос.
Артикуляционная гимнастика для звука Ш и Ж развивает у детей трудные движения в речевом аппарате. Дифференциация звуков ш, ж (их различение) заключается в следующем:
- голос принимает участие в формировании Ж,
- Ж-звонкий, а Ш-глухой,
- для закрепления понятия проговариваем вместе с ребенком следующие пары слов: шар-жар, Саша-сажа, Луша-лужа, шаль-жаль, машут-мажут.
Подобные задания помогут не путать шипящие и разовьют фонематический слух.
3 этапа постановки звуков Ш и Ж
Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.
- Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
- Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
- Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.
Для этого предлагаем использовать следующие игры:
- Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
- Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
- По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
- Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.
Источник: https://KakGovorit.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-shipyashhih-zvukov
Как научить ребенка говорить букву Ш и Ж: упражнения и советы
Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так. Занятия можно проводить как у логопеда, так и дома
Проверка правильности произношения
Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).
Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.
Проверка должна проводиться поэтапно:
- первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
- второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
- третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.
Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут быть следующими:
- Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
- Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
- «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
- Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
- Плохо развиты память, мышление и внимание.
- Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).
Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.
Методические рекомендации для родителей
Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».
Советы по постановке звука [Ш]
Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.
Разминка для языка и губ
Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
Она включает следующие упражнения:
- «Согреем ладошки».
Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки. - Непослушный язычок.
Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются. - Приклей конфетку.
Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык. - Качели.
Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов. - Лошадка.
Поцокать, как лошадь. - Блинчик.
Расслабленный язык разместить на нижней губе. - Кошечка.
Ребенку нужно дотянуться языком до носа. - Фокус.
Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.
Задания для развития дыхания
- «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
- «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
- Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».
Упражнения постановки от звука С
Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.
Материалы по теме Математические загадки
Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.
Как поставить звук?
После таких игр можно заняться постановкой звука [ш]. В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков [т] или [с] (иногда – звука [р], но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).
Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:
- просим свое чадо произнести долгий [с];
- в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
- когда он займет нужное положение, [с] превратится в [ш];
- просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.
То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».
Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения. При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.
- пошипит, как змея;
- как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
- как листва деревьев на ветру;
- как осенние листья под ногами;
- как мышка, которая скребется в норке.
Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.
Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].
Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.
Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.
Упражнения для тренировки произношения
Родители не всегда понимают, как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях. После постановки звука переходят сразу к его автоматизации и для этого используют прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.
После переходят к обратным слогам: АШ, ОШ, УШ, ИШ.
Важно! Ребенок может выкладывать камушки, наматывать нитки и прыгать.
К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука [Ш] в слогах.
Скороговорки
Для введения в самостоятельную речь полезно на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука [Ш] произносить скороговорки.
Скороговорки начинают говорить медленно и постепенно повышают скорость
Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?
Источник: https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh-i-zh-uprazhneniya-i-sovety.html
Как научить ребенка шипящим звукам: 5 советов логопеда
Как научить ребенка шипящим звукам
Обычно в процессе обучения детей речи, шипящим звукам, таким, как Ш, Ч, Ж, Щ обучают в самую последнюю очередь. Связано это с тем, что большинство малышей либо самостоятельно обучается произношению данных звуков, прислушиваясь и анализируя звуки природы, либо с тем, что родители полагают, что со временем ребенок научится самостоятельно нужным буквам и звукам.
Как научить ребенка шипящим звукам? Если ваш малыш находится в возрасте 4-5 лет, но по-прежнему не дружит с шипящими, нужно попробовать ему помочь. Самый простой способ, который подойдет, пожалуй, самому ленивому родителю, записать ребенка на занятия к логопеду. Врач сможет компетентно оценить степень проблемы и путем ряда занятий исправит дефекты речи малыша, касающиеся шипящих звуков.
Однако если ваш ребенок младше указанного возраста и при этом у вас есть дополнительное время на занятия с малышом, научить ребенка произносить шипящие звуки можно и дома, используя для этого советы и упражнения, которые мы приведем ниже. Данные упражнения часто практикуются в кабинетах логопеда при занятиях с детьми, которые плохо выговаривают шипящие.
Прежде чем приступить к их выполнению, подготовьте зеркало и потренируйтесь сами. Таким образом, вам будет проще объяснить ребенку, что от него требуется.
Причины
Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.
Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:
- движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
- на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
- зубочелюстные аномалии;
- нарушение работы слухового канала.
В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.
Песенки для автоматизации звука ш
Я решила сделать небольшое дополнение к статье Елены. Я очень люблю музыку, и поэтому всегда люблю петь с детьми на своих занятиях. Дети с удовольствием в песнях много раз повторяют слова с нужным звуком. Поэтому я подобрала для Вас и Ваших детишек простые песенки со звуком Ш.
Начните с песенок, в которых нужно произнести только слоги со звуком ш. Далее используйте песенки со словами, в которых есть звук Ш. Пусть малыш договаривает -подпевает эти слова из текста. И когда он уже будет достаточно хорошо говорить звук Ш ,можно использовать скороговорки или сложные песенки (например, песенку «Лошадки»).
Песенка — чистоговорка для автоматизации правильного произношения звука Ш в слогах
Источник: https://kcdc.ru/razvitie-rechi/postanovka-zvuka-ch.html
Постановка звука Ш: как научить ребенка выговаривать букву правильно?
У многих детей возникают сложности с произношением шипящих звуков. Это объясняется разными причинами.
При наличии таких проблем следует обращаться к логопеду.
Дома родители могут проводить с малышом специальные занятия. Важно знать, как научить ребенка говорить букву Ш.
Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).
Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.
Проверка должна проводиться поэтапно:
- первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
- второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
- третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.
Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.
Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.
Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:
- замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
- замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
- замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
- шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
- вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
- вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Обучение малыша правильному выговариванию
Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.
https://www.youtube.com/watch?v=mVvBXHAlk-g
Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.
Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Постановка звука
Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.
Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:
- свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
- движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
- пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
- корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
- улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
- качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
- маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.
Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.
Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit-bukvu-sh.html
Как научить ребенка говорить букву Р, Л, Ж, Ш,С: методы
Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.
https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A
К какому возрасту дети должны уметь произносить их правильно? Как понять, стоит ли обращаться к логопеду? Можно ли самостоятельно научить ребенка выговаривать сложные буквы? На эти вопросы можно найти ответ в этой статье.
Также здесь приведены артикуляционные упражнения, игры и скороговорки, которые обязательно пригодятся для домашних тренировок. Они помогут закрепить у ребенка навык верного произнесения таких сложных букв, как Р, Л, Ж, Ш, С.
:
Небольшое отступление. Звук или буква?
Звук и буква неотделимы друг от друга. Но зачастую даже взрослые путают эти понятия, не понимая разницу между ними.
На самом деле все очень просто. То, что мы говорим и слышим — это звуки русского языка. А то, что мы видим в книге, тетради, мониторе компьютера и читаем — это буквы.
Дети сперва учатся воспроизводить звуки (говорить) и лишь затем начинают писать буквы (обозначать сказанное графически).
Но в связи с тем, что почти всегда нам задают вопрос: «Как научить ребенка говорить букву Р или букву Ш?», мы считаем, что разница между буквой и звуком в данном случае не принципиальна Для легкости понимания и чтения статьи мы выбрали единый и привычный для большинства читателей термин «буква».
Что является причиной неправильного произношения
Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.
К ним относятся:
- Дефекты органов артикуляционного аппарата
- неправильное строение зубного ряда,
- неверный прикус,
- слишком высокое или слишком низкое нёбо,
- короткая подъязычная связка,
- малоподвижная верхняя губа,
- слишком большой или слишком маленький узкий язык.
- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
- общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
- снижение слуха,
- неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению. Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать.
В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С
Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.
Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.
Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.
- Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
- Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/ychim-govorit/bykvi-r-l-zh-sh-s/
Постановка звука «Ш», «Щ»: артикуляционная гимнастика на шипящие
Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно поставлен свистящий звук «С». Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.
Тренируем органы речевого аппарата
Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
«Широкий язычок»
Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.
«Спрячь конфетку»
Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.
Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.
«Гриб-невеличка»
Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.
https://www.youtube.com/watch?v=kP3IRsnQDmo\u0026list=PLYhdm7ZVcVVzWi9aNJXADdAvos3RXnqn0
Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.
«Фокус-покус»
Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».
Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.
Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».
Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.
Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.
По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.
Учимся произносить «Ш»
Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.
Шаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.
Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.
Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».
Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».
Результат:
В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:
- Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд.
- Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм.
- Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель.
- Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов.
- Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая.
Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».
Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?
Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.
Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?
Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»
Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.
«Ш»
Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.
Мы давали Даше кашу,
Даша, Даша, кушай, кашу!
У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.
«Щ»
Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Что мы знаем о щеглах?
Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.
Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?
Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
https://www.youtube.com/watch?v=zxEkjUmBjHw\u0026list=PLYhdm7ZVcVVzWi9aNJXADdAvos3RXnqn0
Постановка звука «Ч» и «Щ»
Постановка звука «Ш»
Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/rechevoe-razvitie/postanovka-zvuka-sh-shh-shipyashhie.html
Как научить ребенка шипящим звукам:
- Тренируем язык.
- Учимся правильно двигать губами.
- Воздушная струя.
- Ж и Ш.
- Закрепляем.
Тренируем язык
Тренируем язык
Чтобы обучиться шипящим, нужно понять, как они звучат. Перед началом обучения мама должна продемонстрировать ребенку, какие звуки и буквы будут изучаться на сегодняшнем занятии. Затем нужно попросить малыша повторить данные звуки.
Для этого попросите ребенка положить язычок на нижние зубы и начать легонько постукивать по нему верхними зубами, произнося слог «та-та-та-та».
Далее продолжите упражнение, пошлепывая по языку верхней губой и произнося что-то на манер звука «пя».
Учимся правильно двигать губами
Чтобы научить ребенка шипящим звукам, нужно, чтобы он совладал своим языком и губами. Для этого следует использовать такое упражнение:
Ребенок высовывает язык, оставляя рот немного приоткрытым. На язык нужно положить крошечную конфету и попросить ребенка перенести ее на языке к верхнему небу. При этом важно, чтобы ребенок выполнял упражнения не челюстью, а сугубо языком.
Воздушная струя
Чтобы научиться говорить шипящие звуки, следует проработать над воздушной струей между зубами. Для этого ребенку следует немного приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе. На край носа малыша положите тоненький кусочек ватки. Попросите, чтобы ребенок вдохнул носом и выдохнул ртом. Похвалите его за произнесенный шипящий звук. Если ватка поднимется вверх, значит, ребенок упражняется правильно.
Ж и Ш
Часто именно звуки Ж и Ш говорить ребенку тяжелее всего. Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки из этой серии, попросите его произнести для начала звук «СА». Затем пусть повторит его еще раз, определив язык чуть глубже в полости рта. Чем ближе язык ребенка будет расположен к алевиолам, тем явственнее слог «СА» будет напоминать звук «ш».
Для обучения звуку «ж» попросите ребенка произнести звук «ЗА», а далее действуйте по аналогии с предыдущим упражнением.
Закрепляем
Как научить ребенка шипящим звукам? Занятия. Занятия. И еще раз занятия. И даже когда ваш ребенок научится «шипеть» и «жужжать», важно не прекращать с ним заниматься и все время закреплять достигнутое.
Для закрепления шипящих звуков, нужно вслух читать ребенку стишки, где они звучат, и стараться разучивать их вместе с ребенком.
Также неплохо находить такие звуки в природе и просить малыша их повторить. Например, можно обучить ребенка тому, как делает жук или какой звук издает спущенная шина или воздушный шарик.
Важно, чтобы малыш не только умел произносить шипящие, но и располагал различными ассоциациями относительно звуков, которые его окружают и которые ему приходится произносить.
Как научить ребенка шипящим звукам: видео
Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/145856-kak-nauchit-rebenka-shipyaschim-zvukam-5-sovetov-logopeda.html
Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях
Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.
Проверяем уровень произношения звука «ш»
Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».
Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:
Сигматизм
- Носовой: малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
- Боковой: буква произносится с хлюпаньем.
Парасигматизм
- Призубной: язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
- Губно-зубной: то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
- Свистящий: произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».
Межзубная проблема
Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.
Проверяем произношение без помощи логопеда
Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.
- Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок
- Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.
Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.
Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.
Возможные причины возникновения плохого произношения
- Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
- Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
- Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
- Некоторое отставание в развитии.
- Малыш плохо распознает звуки на слух.
- Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.
Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю.
Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.
Упражнения перед началом занятий
Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.
- Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
- Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
- Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
- Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.
Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.
Дополнительная разминка для губ
- Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
- Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.
Упражнения для постановки звука «ш»
Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:
- «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
- «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
- «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.
Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.
Если ваш малыш уже умеет выговаривать звуки «т», «р», «с»
Если малыш умеет хорошо говорить «т», тогда начинаем с этого способа. Попросите его сказать «т-с-с», как мы обычно делаем, когда просим тишины. Повторить 10 — 20 раз. А теперь попросите проделать то же самое, но только с закрытым ротиком. Возможно, у вас с первого раза выйдет получить долгожданный «ш».
Для закрепления просите ребенка еще пару дней пошипеть, как змейка или кошечка.
Иногда ребенок прекрасно справляется со звуком «р». Попросите прошипеть его. Многим, чтобы научиться произносить «ш», достаточно одного этого простого упражнения.
Как только звук устоялся, перейдите к упражнениям со словами. Далее обязательно стоит включить в речь скороговорки с буквой «ша» и логопедические слова, а также слова, которые начинаются с этой буквы. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее правильная речь станет привычной для малыша.
Закрепление результата
В дальнейшем следите за тем, чтобы ребенок не пропускал буквы и всегда выговаривал их четко. Не торопитесь: пусть лучше первое время говорит спокойно и правильно. Задавайте ему вопросы по типу: красивый – красивейший. А как сказать слово «прекрасный»? И так далее. Не перегружайте ребенка; лучше растянуть процесс на несколько дней или недель.
Выполняя данные упражнения и рекомендации, вы легко научите ваше дитя говорить правильно. Это поможет сделать его речь четкой и понятной, а самого ребенка сделает уверенным в себе.
Источник: https://illady.ru/materinstvo/razvitie/4365-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh.html